Если у вас есть деньги на строительство искусственного катка...

Источник: Журнал "ХБ" № 1/2003 г. (продолжение статьи из № 8/2002 г.)

Анализ ошибок, допущенных при строительстве и четырехлетней эксплуатации систем хладоснабжения тренировочных быстро возводимых катков (БВК) в г. Москве, построенных за счёт городского бюджета. Несколько добрых советов для инициативных людей, решивших вложить бюджетные деньги в строительство искусственных ледовых сооружений.

Традиционные основные требования к системе хладоснабжения, как известно, таковы: — невысокая стоимость оборудования, арматуры и хладоносителя; — надежность и долговечность как отдельного оборудования, так и всей системы; — простота эксплуатации; — наличие энергосберегающих технологий; — недефицитность запасных частей, наличие сервисной службы у поставщиков основного оборудования. Приняв во внимание эти требования, постарайтесь:

Не строить одновременно несколько катков — сделать все хорошими бюджетных денег все равно не хватит.

На средства, выделенные под строительство трениро вочных катков для детских спортивных школ в Москве, можно было построить восемь отличных катков или 10 «так себе» — выбрали второе. Московским Правительством Ген. подрядчику, ОАО «Москапстрой», были выделены заведомо заниженные деньги на строительство 10 БВК с установкой при этом крайне жестких сроков сдачи объектов. На стадии согласования проектной документации в целях удешевления объектов был волевым порядком заменён состав оборудования. Только по системе хладоснабжения было выдвинуто несколько требований: — обязательного использования оборудования конкретного изготовителя; — дешевого хладоносителя вместо этиленгликоля; — «временной» установки (решения принимались при монтаже!) на ряде объектов циркуляционных насосов и запорной арматуры, не предназначенных для контакта с химически агрессивной средой; — исключения ряда необходимых позиций заложенного в проект оборудования, как-то, расширительных баков.

Не экономить на инженерном оборудовании — после четырёх лет эксплуатации Вы поймёте, что стоимость ремонта холодильного и насосного оборудования, выпущенного в настоящее время отечественными «традиционными» производителями, значительно превзойдет Ваши расходы на приобретение оборудования известных зарубежных поставщиков, либо «молодых» российских производителей, использующих современные технологии и комплектующие известных зарубежных фирм.

На отечественных холодильных машинах и вспомогательном оборудовании в Советское время работали практически все ледовые сооружения страны. Заводы были укомплектованы высококлассными специалистами и использовали достаточно современные по тому времени технологии изготовления. Все оборудование подвергалось тщательному заводскому контролю и испытаниям. Срок работы оборудования до капитального ремонта составлял зачастую не менее 15 лет. За последние десять лет крупные отечественные предприятия-производители компрессорного и насосного оборудования лишились серьезных государственных заказов, а также традиционных экспортных поставок в страны соцлагеря, приносивших основной доход предприятиям. Не выдерживая бремени налогов и конкуренции с западными производителями на российском рынке, они были вынуждены резко сократить производство, распродать или просто ликвидировать значительное количество крайне необходимого высокотехнологичного оборудования, произвести массовые сокращения среди рабочего и инженерного персонала и существовать, в основном, за счет сдачи помещений в аренду. Все это негативно сказалось на качестве выпускаемого оборудования. Отсутствие средств на выполнение НИР, на разработку нового холодильного оборудования у отечественных научно-исследовательских институтов вынуждает заводы-производители продолжать выпускать устаревшее оборудование. При потере предприятиями высоких технологий и квалифицированных кадров выпус качественного оборудования стал практически невозможным. За последние годы в России на производство не поставлено и не модернизировано ни одной новой холодильной машины для ледовых сооружений. Но уж если принято решение применять оборудование образца восьмидесятых годов, необходимо создавать, как в Советское время, каждому предприятию собственные ремонтные бригады, значительный запас комплектующих изделий и т.д.Для размышления: — уже в первые полгода эксплуатации из 12 химических отечественных насосов, предназначенных для циркуляции хладоносителя в трубной системе ледового поля, восемь вышло из строя по причине некачественной технологии заводской закалки деталей; — после четырех лет эксплуатации все 20 холодильных машин московского завода «Компрессор» нуждаются в срочном капитальном ремонте; — с момента установки 80% запорной арматуры не выполняют своих функций; — после четырех лет эксплуатации пришлось поставить вопрос о полной замене градирен системы оборотного водоснабжения производства фирмы «ВОДГЕО» из-за низкого качества их изготовления и несоответствия паспортной производительности. Можно рекомендовать отечественное оборудование, нужно поддерживать российского производителя, но необходимо считать свои расходы не только при закупке оборудования, но и в процессе его эксплуатации. Сегодня уровень поставляемого в Россию оборудования для систем хладоснабжения, как правило, значительно превосходит по техническим характеристикам отечественные модели. Наши потребители уже привыкают к хорошему, и административные структуры, требуя установки устаревшей низкокачественной техники, должны в первую очередь спросить у себя: "Так почему же я пересел с «Волги» на «Мерседес»"?

Подобрать и подготовить квалифицированные кадры, т.к. от службы эксплуатации на катке зависит всё.

Каток в Медведково. Детали компрессора сильно поражены ржавчиной (компрессор фреоновый!)

Каток в Ясенево. Разрушение маслосепаратора (трещина по заводской сварке)

Каток в Медведково. Вид компрессора со стороны крышки после трех лет эксплуатации. Крышка имеет явную торцевую выработку, видны следы ржавчины

Наличие высококлассного обслуживающего персонала на объекте обусловлено, в первую очередь, возможностью платить ему высокую заработную плату. На некоммерческих объектах это выполнить обычно невозможно, поэтому и уровень обслуживающего персонала низкий. Создавая техническую службу эксплуатации на десяти тренировочных катках, Спорткомитет г. Москвы столкнулся с проблемой комплектации ее кадрами. Не имея возможности создать фонд заработной платы, соответствующий запросам квалифицированных специалистов, катки зачастую были укомплектованы случайными людьми, не имеющими ни соответствующего образования, ни опыта работы. К сожалению, не был организован и курс по обучению обслуживающего персонала. По прошествию четырех лет работы на катках по-прежнему отсутствуют инструкции по эксплуатации системы хладоснабжения. Зачастую даже зная о необходимости поддержания РН хладоносителя на определенным уровне для снижения его коррозионной активности, не выполняются требования, которые были разработаны специалистами ВНИХИ для всех катков, что приводит к коррозии аппаратов системы хладоснабжения. Отсутствие собственной ремонтной службы на катках заставляет техническое управление Спорткомитета искать сервисные центры, которые могли бы выполнять обслуживание и ремонт оборудования. Зачастую привлекаются фирмы, «которые могут все», что крайне негативно сказывается на ремонте и без того плохо работающего оборудования. Спасти положение на этих катках можно только созданием при Спорткомитете собственной ремонтной службы, незамедлительным капитальным ремонтом холодильных машин и серьезным подходом к обучению обслуживающего персонала путем направления его на соответствующие курсы. К сожалению, низкая квалификация службы эксплуатации некоторых катков не позволяет ей понять, что худшее ещё впереди — на некоторых катках в течении четырёх лет эксплуатационники так и не запустили в работу существующие системы обогрева грунта под ледовым полем, считая её ненужной, а это грозит разрушением строительных конструкций здания катка уже в ближайшие годы.

Несколько странное выступление? Оно о том, как мало изменилось в государстве Российском за послед ние годы — административные структуры продол жают определять техническую политику, денег по-прежнему на хорошее не хватает, а уровень тех нической подготовки служб эксплуатации падает год от года, к сожалению, по объективным причи нам. Оказывается серьезное давление при выборе поставщика оборудования, теперь уже на строящем ся катке по ул. Профсоюзной. Через три четыре года будут серьезные аварии уже и на этом катке, и кто же в этом будет виноват — ВСЕ КРОМЕ…..

###

С неизменным уважением,
директор ООО «ГП Холодильно-инженерный центр»,
член консорциума «Искусственный лед», Россия. Кузнецов Б. А.

Тел/факс: (095) 979-15-93, 210-76-81;
E-mail:
hiz-consortium@mtu-net.ru

наверх ^